В этот день в 1925 году самолет «Сопвич» взлетел с пристани Даркылах и совершил посадку на Зеленом лугу. Управлял им летчик П.М. Фадеев. Об организации воздушной линии руководство Якутской АССР озаботилось с первых дней зарождения республики. В результате работы Максима Аммосова, Платона Ойунского, Исидора Барахова и Степана Аржакова Якутия попала в трехлетний план открытия воздушных линий в стране, утвержденный Советом труда и обороны СССР в 1923 году. Этот праздник – дань уважения людям, которые в период становления воздушно-транспортной отрасли Якутии в труднейших условиях строили аэропорты и взлетно-посадочные полосы, осваивали новую технику, обеспечивали авиационное обслуживание населения и экономики республики, создавали передовую летную и инженерно-техническую школы.

У нас в АО «Алмазы Анабара», к этой дате подготовили воспоминания о первом самолете приземлившемуся на прииске «Молодо» в 2019 году.

Первый самолет на прииске Молодо.
20 июня 2019 году на взлетно — посадочной полосе «Молодо — 1» удачно совершил посадку самолет АН -38 авиакомпании «АЛРОСА» выполнявший первый рейс по заявке АО «Алмазы Анабара» по маршруту «Якутск — Молодо — Якутск». Экипаж воздушного судна: Волошин Сергей Александрович, командир воздушного судна, Белынцев Валерий Николаевич стажер командира воздушного судна, Меньшив Егор Валерьевич второй пилот воздушного судна, техник Кузьминых Иван Витальевич, продолжительность полета составила 2 часа 40 минут.
— Иннокентий Прокопьевич, вы как мозговой центр этого прекрасного проекта, расскажите пожалуйства с чего все это начиналось?
Этигясов Иннокентий Прокопьевич, геодезист АО «Алмазы Анабара»:
Замечу, что такое большое дело — начиная с идеи до воплощения в реальность то есть до сегодняшнего дня ни сантиметром, ни в килограммах, ни в каратах ни в единицах времени не мерить. После того как мы возвели мост через речку Молодо, осенью 2017года меня вызвал к себе в кабинет Михаил Митрофанович Маковей, директор прииска и высказал что есть идея построить полосу для самолета на Молодо и нужно подбирать подходящую площадку под взлетно-посадочную полосу (ВВП). Признаюсь, что на первый взгляд задача была настолько фантастической, что таким же успехом можно было укладывать асфальтовое покрытие для наших дорог. Но, десятилетний опыт совместного труда бок о бок с Михаилом Митрофановичем с 2007 года, подсказывал что Митрофаныч задумал что — то серьезное. Мы начали подыскивать варианты для нового замысла, ведь в те года это было только на уровне теории… Было выбрано три варианта: Первый вариант — площадка где ныне построен ВВП, второй вариант — после разветвления дороги в сторону базы Приленска вдоль дороги. третий вариант предложил геолог Василий Ремизов — это район нового сортировочного комплекса СК-3. Каждый вариант досконально изучался со всех сторон, и не выдержали критики: второй вариант — не подходил по высоте расположения, третий вариант — рельеф местности не подходил, остановились на первом варианте которая оказалась на 100 метров выше от уровня площадки где стоит вахтовый поселок Молодо, рельеф местности ровный, рядом с дорогой Далдын . Сделали топографическую сьемку с масштабом 1:2000 и основываясь на этих источниках сделали проект, потом вынесли на местность по размерам 1500м Х 50м истинным азимутом (геодезисты всегда пользуются истинным азимутом, есть еще магнитный азимут ред. авт.) н а север 0 градусом учитывая Розу ветров, то есть у нас преобладающее направление ветра идет с севера, и направление маршрута самолета, которая прилетает с Якутска с южной стороны месторасположения ВВП.

Помню, как с Митрофанычем прошли по хрустящему снегу в октябре по оконтуренной бульдозером площадки под ВВП на вырубку. Недалеко от ВВП запроектировали 2 карьера скальных пород под отсыпку основания ВВП, затем промытым материалом СК-2 фракции 20-40мм, потом прошлись эфелями и облицовочная часть полотна ила по которой должна касаться шасси воздушного судна. Проект вынесен на местность по высотным отметкам, пикеты через каждые 50 метров, отсыпка производилась строго по проектным отметкам.
Это огромный труд был осуществлен под общим руководством Маковея М.М. работали Васильев Е.А., Иванов С.С.,маркшейдера, геологи, горняки, диспетчера, коллектив горного участка прииска Молодо, машинисты бульдозеров, погрузчиков, экскаваторов, водители БелАЗов, привлечены много специалистов, экспертов за эти полтора года.
Лично я, счастлив, что внес свой посильный вклад в такое большое дело, хочу от всего сердца поздравить всех работников прииска с новым объектом «Взлетно-посадочной полосы Молодо-1» все мы стали свидетелями этого поистине исторического события, новой отметки освоения Арктики во благо процветания будущего.
— Поздравляю с первым рейсом, расскажите как прошел полет? Это первый самолет на земле нашего прииска «Молодо», как участник этого исторического события что вы можете сказать?

Волошин Сергей Александрович командир воздушного судна АН — 38, авиакомпании «АЛРОСА»
— Спасибо, Полет прошел без замечаний, без отклонений, погода отличная. Я работаю пилотом АК «АЛРОСА» с 1993 года, летал на различных самолетах компании, в основном летаем по заявкам компании «АЛРОСА», доставляем к месту работы и обратно работников компании в Нюрбинский ГОК, Накын, по заявке АО «Алмазы Анабара» теперь мы прилетели на Молодо.
Очень приятно быть пионером (первопроходцем) в воздушной трассе. В Накыне когда проектировали взлетно-посадочную полосу (ВВП) тоже поучаствовал, но в силу занятости другой работой не посадил в Накыне первый самолет. А здесь на Молодо первый раз прилетал в качестве пассажира вертолета еще полтора года назад согласовывать место будущей ВВП здесь была тайга, прилетал 4 раза работали в тесном контакте Семеном Семеновичем Ивановым заместителем директора прииска.
ВВП «Молодо — 1» заслуживает высокой оценки, отвечает по всем техническим и эксплуатационным требованиям безопасности, плотность грунта хорошая, ведь АН — 38 тяжелее чем АН — 2 почти в два раза, максимальное количество пассажира 27 человек, или 2500кг груза.
— Сергей Александрович, пользуясь случаем, хочу спросить каково вообще быть летчиком? Вы наверное все летаете как Гущин, герой из кинофильма «Экипаж»? Чем отличается летчик от представителей других профессий? И еще, вертолетчик и летчик это разные специальности или все же одно, как водитель?
— Ну, сразу скажу про фильм «Экипаж», это ведь киношники, для непросвещенной публики да, супер эффекты, голливудском стиле, но в жизни так не бывает. Есть первый фильм «Экипаж» про ТУ 154 мне больше нравится, более реалистическая картина. Так что стажер пилота товарищ Гущин это полностью вымышленный образ из фантастики, а на воздухе по тросу людей вывести из аварийного самолета это вообще немыслимо. Хотя авторы хотели показать трудности нештатной ситуации в полете, отвагу и находчивость пилотов, экипажа самолета.
Чтобы стать специалистом авиации , скажем так, изначально нужно пройти очень серьезный многоуровневый отбор по физиологическому, психологическому состоянию, затем многократные тренировки и еще раз тренировки вплоть до автоматизма. Но я бы подчеркнул два качества — это быстрота реакции и внимательность. Сами понимаете, непрофессионализм летного состава чревата печальными последствиями. Поэтому задача любого пилота не допустить нештатной ситуации и обеспечить безопасный исход всего полета.
Самолет и вертолет конечно отличаются. Вертолет более сложный механизм, по скорости и устойчивости тоже совсем другие методики пилотирования, это два разных пути и отдельные ветви пилотирования.
От своего имени и всего экипажа воздушного судна поздравляю вас с новой взлетно-посадочной полосой «Молодо -1». Желаем здоровья удачи и благополучия вам и вашим близким.
— Поздравляю с первым рейсом, как пассажир первого рейса расскажите как все это произошло?

Заровняев Иван Яковлевич специалист по авиаперевозкам АО «Алмазы Анабара»
— Я был в отпуску, но не мог пропустить, такого исторического события… еще бы, об этом новом маршруте в компании говорили за последние два года на разном уровне. И вот, настал день Икс.
Всю ночь не спал… волнение переполняло мою душу, какого же это полететь первым самолетом, как в свое время Платон Ойунский, когда был в числе первых пассажиров самолета прилетевшего в столицу нашей республики. Наверное он тоже волновался.
В аэропорту в назначенный час регистрации микрофон диспетчера молчал, нам пришлось обзванивать ответственных по регистрации пассажиров. Сказали подойти для регистрации и оформления багажа у стойки номер пять… Хм-мм… «ЯКУТСК — НЕИЗВЕСТНЫЙ АЭРОПОРТ ЯМ — 9935» так и загорелись как бы извиняясь за свою неосведомленность многочисленные лампочки информационного табло. Девушки контролеры тоже были удивлены «Куда летите, где это Молодо — 1 находится?» Пришлось вмешиваться старшему смены. Мы поневоле стали объектами пристального внимания обслуживающего персонала аэропорта. Разобравшись с сопроводительными документами, мы сели в самолет и долетели в комфортабельных условиях, посадка была мягкой и ровной а взлетно-посадочная полоса была вообще супер! Покрытие такое твердое как бетон. Нас встретили администрация прииска Молодо во главе директора прииска Васильева Е.А., встретили с алгысом, организован обряд северных якутов Чичипкаан . И в тот же вечер генеральный директор Павел Маринычев и главный инженер Виктор Шамаев стали почетными гостями Ысыах прииска Молодо. За все время пребывания к нам погода была благосклонна. Назавтра мы полетели обратно. Хотелось бы насколько это возможно быстро ввести в практику чартерный рейс «Якутск — Молодо 1 — Якутск» для работников прииска.

Васильев Евгений Афанасьевич директор прииска «Молодо»
 Всех работников прииска, работников АО «Алмазы Анабара» от имени трудового коллектива прииска «Молодо», и от себя лично поздравляю с национальным праздником Ысыах. У нас этот промывочный сезон по счету двадцать пятый, можно сказать четверть века Молодо дает во благо развития нашей родины алмазное сырье. И за весь период этого существования сегодня впервые истории мы приняли на своей «взлетно-посадочной полосе Молодо-1» так она по документам и называется. Первое воздушное судно АН -38 авиакомпании «АЛРОСА» с грузом и пассажирами на борту. Было проделано много работы, привлечено много сил и средств для того чтобы приблизить сегодняшний радостный день прибытия первого самолета на нашем прииске. Огромные слова благодарности мы привносим руководству АО»Алмазы Анабара» Павлу Алексеевичу Маринычеву, главному инженеру Эдуарду Викторовичу Шамаеву, инициатору идеи постройки ВВП, нашему уважаемому Михаилу Митрофановичу за поддержку и всемерную помощь в проведении организационных работ. Спасибо всем, кто трудился: лесорубам, машинистам бульдозеров, погрузчиков, экскаваторов, водителям БелАЗов, энергетикам, поварам, горнякам, геологам, маркшейдерам, механикам, слесарям, токарям внес свой посильный вклад-кирпичик в строительстве этого прекрасного, отвечающего по всем техническим требованиям безопасности взлетно-посадочной полосы Молодо-1. Желаю Вам и вашим близким крепкого здоровья как наш Молодинский Алмаз, и чистого, яркого, как сегодняшний день неба над головой, благополучия.

МИЧИЛ Гурьев, прииск МОЛОДО 2019 год
Архивные фото 2019 года

Рекомендуем